В 1448 году, незадолго до падения Византии, Русская Церковь обрела независимость от Константинопольского Патриархата, и было положено начало автокефалии (то есть самовозглавления). Это событие стало одним их важнейших для Русской Церкви, поскольку до этого она на протяжении столетий не имела самостоятельности: митрополиты назначались Константинополем. Однако до 1439 года вопрос о самовозглавлении Русской Церкви не стоял остро. Событием, которое заставило всерьёз задуматься о самостоятельности, стала Ферраро-Флорентийская уния. К этому времени Византия, видя экспансию мусульман, искала помощи у «собратьев» на Западе. Православием, по сути, начали торговать, что послужило причиной для переговоров о присоединении Патриархата к Римской Церкви на начале унии. Патриархат обязывался принимать все её догматы.
Сторонником унии в России назначили митрополита Исидора, однако после подписания унии митрополит был низложен собором русских епископов. Вопрос об автокефалии встал остро, но русские иерархии отчасти до последнего не стремились обрести самостоятельность, ведь это означало усиление светской власти. Таким образом, было принято «Соломоново решение», которое подразумевало, что автокефалия не была заявлена прямо, а общение Руси с Константинополем не было прервано. Был утверждён первый митрополит, избранный без согласования с Константинополем – Иона Рязанский. Его правление стало началом самостоятельности Русской Церкви.
Дальнейшие события и возрастающая мощь Руси стала причиной роста Автокефальной Русской Церкви.